Путешествия. Любляна. Постойнска-Яма

Любляна! До сих пор тепло, всякий раз как вспоминаю этот город. Есть еще кое-что в окрестностях этого города, что безусловно заслуживает особого внимания.
Постойнска-Яма и Предьямски Град.
Яма в переводе означает пещера. Однако слово яма куда уместнее. Позже расскажу почему. 
И так, Постойнска-Яма это сеть пещер, огромной протяжённостью с удивительным и впечатляющим рельефом.
Все мы знаем еще со школы про сталактиты и сталагмиты, но то, что мне довелось увидеть в яме, потрясло до глубины души.
Яма  - это настоящая туристическая мекка. В очереди за билетами были немцы, много итальянцев – вообще народу было чрезвычайно много. Так мне показалось. Когда мы выходили из пещер, очередь за билетами была еще раз в 5 больше.
И как всегда организовано все было на высшем уровне. Продумано до мелочей, в самых мелких деталях – все для того, чтобы посещение этого популярного в Европе места было комфортным.
Наконец, мы дождались, когда стали запускать первые экскурсионные группы.
Пройдя по небольшому коридору, где нас фотографировали словно звезд на красной дорожке (конечно для того, чтобы потом продать нам эти фотографии за сумасшедшие деньги. Но уж лучше так, чем толпы нелегалов сующих тебе под нос нелепые сувениры), мы попали на самую настоящую железнодорожную станцию. На небольшом перроне стояли три – или даже больше - состава, каждый из которых вмещал в себя примерно сто туристов.  Вагончики напоминали тележки в парке аттракционов. Настроение было приподнятое, предвкушение интересного приключения. Лёгкого интересного приключения.

Но когда наш состав тронулся, меня сперва напугала скорость с которой мы просто ринулись в глубину скал. 
Очень быстро к этой скорости привыкла, потому что пространства пещер огромны и элементы внутреннего убранства плавно и величественно проплывали мимо.
Открыв рот я вертела головой, постепенно понимая, что это не просто легкое интересное приключение.

Башни сталагмитов невероятной красоты и люстры сталактитов, рельефы и впадины – все это создавало невероятно завораживающие очертания. 
Линии, формы, композиции, созданные самой природой – чистое вдохновение! Высшее творчество! 
Хотелось просто немедленно лист бумаги и карандаш и начать рисовать! Но больше всего в тот момент мне хотелось бы, чтобы мои друзья, занимающиеся творчеством могли видеть это через мои глаза. Мне хотелось поделиться с ними этим вдохновением. Этим моментом истины. Ведь именно там я остро почувствовала, как мне показалось, самый главный мотив творчества – приблизиться к творениям природы по красоте, по гармонии, по причудливости форм. Все, что делает человек – лишь пытается создать что-то столь же красивое, столь же величественное. Повторить этот акт творения.  Но и сам человек – результат творчества самой природы.

Мыли о творчестве прервались и потекли слезы. Вдруг мне стало до невыносимости жаль, что все это может исчезнуть в один момент. Все то, что создавала природа миллионами лет. Капля за каплей. Все это должно жить. Все это наше наследие, дающее нам вдохновение.
Я вдруг подумала о тех людях, которые первыми открыли эти пещеры. Каково было им увидеть все это. Если даже мой современный мозг, видавший многое, вскипел от впечатлений. То что происходило в голове человека из прошлого? Его мозг, живущий мифами и образами, наверняка наделил это место потусторонней силой.
Может быть сюда приходили молиться и устраивали храмы и святые места. А может обходили стороной. Или наоборот стремились познать эту красоту. А красота этой и подобных пещер (а в Европе их не мало), как мне кажется, прочно укоренилась во внутреннем мире европейцев. И вся их готика, с такими шпилями и барельефами, словно списана с этих самых сталагмитов.

Состав наконец-то остановился. Сделав несколько шагов, увидев вокруг толпы все тех же туристов, я немного отрезвела. Дальше мы разделились по языковому признаку. Предлагалось выбрать с каким гидом совершать экскурсию. Мы выбрали англоговорящего гида. 
Она рассказывала что-то про то, как опасна вспышка для пещер, почему сталагмиты разного цвета и еще что-то про русских военнопленных, которые что-то тут строили.  Хотя мой мозг и не собирался вникать и переводить английскую речь, у него были дела поважнее – не сойти с ума от впечатлений!
А еще как заставить камеру делать снимки в такой темноте без вспышки.
Как только мне удалось более или менее настроить камеру, я стала жадно делать снимки то загораживая проход туристам, то стараясь их всех обогнать.

Можете себе представить, мы столько ехали по железной дороге, а потом еще довольно долго шли пешком – и это всего лишь самая малая часть Ямы. Внутри пещер вполне мог разместиться целый город. Вполне могли бы жить люди. Но о людях, живущих в пещере расскажу позже. Это была вторая часть нашей экскурсии, впечатления от, которой были другие, но не менее сильные.

А пока опьяневшая от увиденного, от красоты линий и невообразимости причудливых форм, я стояла на последнем место сбора группы. Гид что-то еще рассказывала, но я уже ничего не слышала. Ничего, кроме звуков церковного пения и запаха ладана. Где-то в глубине за очередным поворотом шла служба. С одной стороны, меня немало удивил тот факт, что здесь организована церковь, но с другой это церковное пение было так уместно здесь и сейчас. 
Выбирались из ямы мы так же по железной дороге. На обратном пути скорость была не меньше. Высадили нас на берегу – если так можно выразиться в данном случае – подземной реки. Река была бурная и широкая с небольшим водопадом. Именно она стала причиной образования этих пещер. Вот выдумщица! На смотровой площадке над рекой захватывало дух. Это был завершающий штрих. Как окончательный аккорд в симфонии. Такой вот да-дааааам!

Пожалуй о второй части экскурсии я напишу отдельно. Не ожидала, что о пещере так много напишется. Будете в Любляне, ну вы поняли, Постойнска-Яма – обязательно!

Еще не читали статью о Любляне?
А о Барселоне?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Теория пола Сандры Бэм

Про то, как ребенок опять не доел кашу или остатки сладки

Психология влияния ;-Р